Албасты
Албасты, в мифологии турок, казанских, крымских и западносибирских татар, казахов, башкир, тувинцев, алтайцев, узбеков (албасты, алвасти), туркмен (ал,албассы), киргизов (албарсты),
каракалпаков, ногайцев (албаслы),азербайджанцев (хал, халанасы), кумыков (албаслы, къатын), балкарцев и карачаевцев (алмасты) злой демон, связанный с водной стихией. У турок назывался также ал, ал-анб,
ал-кары, ал-кузы, у тувинцев и алтайцев -албыс, у казахов, каракалпаков, киргизов, узбеков - мартэ (мартуэ, мартэв, мартэк), узбеков Зеравшанской долины - сapы кыз ("жёлтая дева"), у западносибирских татар - сары чэч ["желтоволосая (дева)"]. Албасты обычно представлялся в облике уродливой женщины с длинными распущенными светлыми волосами и такими длинными грудями, что она закидывает их за спину. Существовали поверья, что Албасты может превращаться в животных и в
неодушевлённые предметы. Казанские татары считали, что Албасты принимает облик воза, копны сена, ели. Азербайджанцы иногда представляли Албасты с птичьей стопой, в некоторых казахских мифах у неё вывороченные ступни или копыта на ногах. Согласно тувинским мифам, Албасты имеет один глаз во лбу и нос из камня (или красной меди) либо у неё н а спине нет плоти и видны внутренности (это представление встречается и у казанских татар). По представлениям
западносибирских татар, на руках у Албасты острые когти. Киргизы и казахи различали чёрную (кара), наиболее вредоносную, и жёлтую (сары),
или вонючую (сасык), Албасты. Обычные атрибуты Албасты - магическая книга, гребень, монета. В кумыкских мифах у Албасты есть муж - дух темир тёш ("железная грудь"), в казахских - леший сорель. По представлениям большинства народов, Албасты обитает вблизи рек или других водных источников и обычно является людям на берегу, расчёсывая волосы. Считалось, что Албасты может наслать болезнь,
ночные кошмары, но в особенности вредит роженицам и новорождённым. В турецких, азербайджанских, киргизских, казахских и
некоторых других мифах она крадёт лёгкие (или печень, сердце) роженицы и спешит с ними к воде. Как только Албасты положит их в воду, женщина умрёт. Казанские татары считали, что иногда Албасты пьёт кровь своей жертвы. Распространены представления о её любви к лошадям. Албасты по ночам ездит на них, заплетает им гривы.
Согласно некоторым турецким, казахским, кумыкским, ногайским, тувинским поверьям, Албасты может вступать в сексуальную связь с человеком. Например, в тувинских мифах Албасты, сожительствуя
с охотниками, посылает им удачу, поит своим молоком и кормит мясом, которое отрезает от рёбер. Албасты можно подчинить человеку, для этого
нужно завладеть её волосом (у туркмен и узбеков ещё и каким-либо из принадлежащих ей предметов, магической книгой, гребнем или
монетой). У турок считалось, что достаточно воткнуть в одежду Албасты иглу, и она становится покорной и выполняет все приказания. Человек,
подчинивший Албасты, или шаман может прогнать Албасты
от роженицы. У карачаевцев, балкарцев, ногайцев, кумыков считалось, что усмирённая Албасты помогает по дому; по поверьям туркмен и
узбеков, Албасты способствует обогащению своего хозяина, помогая ему излечивать заболевших по её вине людей. Образ Албасты восходит к глубокой древности и имеет аналогии в мифологиях многих народов:
албасти у таджиков, ал паб у лезгин, али у грузин, ол у татов, ала жен у талышей, hал у удин, hал анаcы (алк) у курдов, алг (мерак) у белуджей, алы
(алк) у армян, алмазы у ингушей и чеченцев, алмас у монгольских народов и некоторые другие. Свойственные Албасты черты имеют в мифологиях
узбеков и кургизов дух азаткы, сбивающий с дороги путников, причиняющие ночной кошмар духи бастрык (в мифологии кумыков) и кара-кура (в мифологии турок), шурале и су анасы у казанских татар, вуташ у чувашей, вирь-ава у мордвы, овда у марийцев, немецкая альп-фрау,
русская баба-яга. Вопрос о происхождении образа Албасты недостаточно ясен. Некоторые авторы считают Албасты персонажем тюркского происхождения. Согласно другой версии, представления об Албасты
связаны с традициями иранской мифологии, а название демона произошло от сочетания "ал" (считаемого иранским словом) и "басты"
(трактуемого как тюркское "надавил"). Вероятно, в основе слова "ал" лежит древнее именование божества, родственное илу семитских народов, а
фонема "басты" - индоевропейский термин, означавший "дух", "божество" (родственный русск. "бес", осетинск. "уас-" и т.п.). Исходя из
такой этимологии, можно предположить, что образ Албасты формировался в эпоху древнейших контактов этнических общностей
(индоевропейской и семитской языковых семей), до их расселения на территории современного обитания. Атрибуты Албасты (магическая книга и монета), следы представлений о её благодетельных функциях (помощи человеку) позволяют предположить, что первоначально Албасты - добрая богиня, покровительница плодородия, домашнего очага, а также диких животных и охоты. С распространением более развитых
мифологических систем (очевидно, ещё в дозороастрийский период) Албасты была низведена до роли одного из злых низших духов.